Развитие онлайн технологий, запуск новых рейсов лоукостерами, социальные сети — все эти факторы повлияли последние года на интенсивные темпы развития туризма. У населения появилось больше возможностей для путешествий. В социальных сетях красивые фото блогеров подталкивают людей посещать красивые места.
Также в социальных сетях часто появляются сообщения от туристов, которые пострадали от действий недобросовестных компаний, людей. Отдых потерпевших туристов заканчивается не начавшись.
Рассмотрим, что можно, а чего нельзя делать, а также на что обращать внимание при покупке тура.
Деятельность туристических компаний (туроператоров и турагентств) в Украине регулируется Законом Украины «О туризме» 324/95-ВР, редакция от 04.11.2018. Этим Законом регулируются взаимоотношения между всеми участниками процесса.
При покупке тура, в стационарном турагентстве или в онлайн турагентстве, вы покупаете комплекс услуг:
- авиаперелет
- трансфер из аэропорта в отель (групповой или индивидуальный)
- проживание в отеле с питанием или без него.
Также могут быть включены различные экскурсии, а может быть так, что экскурсии вы уже приобретаете самостоятельно непосредственно в стране пребывания.
Перечень туристических услуг и условия их предоставления прописываются в договоре на туристическое обслуживание.
Кроме всего этого вам обязаны выдать страховой полис медицинского страхования и от несчастных случаев.
Итого пакет документов в туре содержит:
- договор на туристическое обслуживание (перед оплатой он уже должен быть подписан)
- авиабилеты (после полной оплаты тура)
- ваучер на проживание в отеле (после полной оплаты тура)
- страховой полис (после полной оплаты тура)
- памятку по пребыванию в стране назначения (после полной оплаты тура)
На сегодняшний день все эти документы выпускаются в электронном виде, а потому подменить такие документы для мошенников не составляет труда.
Давайте рассмотрим детальнее эти документы и узнаем на что обратить внимание при их подписании, получении, а также как проверить их на подлинность.
Договор на туристическое обслуживание
В преамбуле договора на туристическое обслуживание указываются стороны договора. В этом договоре всегда будет 3 стороны: туроператор, турагентство, турист. Также в этой части договора будет указано на основании какого документа работает Турагент (турагентство). В 95% случаев турагентство работает от имени Туроператора на основании Агентского договора. Указывается номер агентского договора и дата его подписания. Вы всегда можете узнать у Туроператора, от имени которого работает турагентство, действительно ли сотрудничает с таким турагентством туроператор и действителен ли этот агентский договор.
У туроператоров есть реестр заключенных агентских договоров с турагентствами:
В договоре на туристическое обслуживание также указаны права и обязанности сторон, условия оплаты, правила внесения изменений, условия аннуляции. Размеры штрафных санкций. Условия предоставления претензий.
В конце договора на туристическое обслуживание указываются реквизиты сторон. Здесь должно быть указано юридическое наименование турагентства (Физическое лицо предприниматель (ФОП) или Юридическое лицо), адрес, контактная информация, банковские реквизиты и код ЕГРПОУ (Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины) у ЮрЛиц или для ФОП уникальный цифровой идентификационный номер.
По коду ЕГРПОУ или по уникальному цифровому идентификационному номеру можно проверить турагентство в едином государственном реестре предприятий, организаций, фоп и гражданских формирований на сайте Министерства юстиций.
Поиск информации по коду является бесплатным.
В этом реестре по коду можно проверить: не пребывает ли предприятие на стадии закрытия, на стадии банкротства, существует ли вообще оно, совпадают ли данные с реестра с данными в договоре на туристическое обслуживание. Также можно проверить информацию по кодам КВЭД, имеет ли право это турагентство заниматься реализацией туристического продукта туроператоров. Необходимо, чтобы у предприятия были открыты КВЭДы: 79.11 и/или 79.12.
В большинстве случаев номер договора и/или ваучера соответствует номеру заявки в онлайн системе Туроператора. В связи с этим по этому номеру вы можете проверить информацию о своем туре на сайте Туроператора.
Авиабилет
На сегодняшний день авиабилеты выписываются в электронном виде. Распечатанный авиабилет, который видают в любом турагентстве — это распечатанный электронный билет или маршрутная квитанция электронного авиабилета, которая подтверждает его оплату.
По номеру авиабилета (номер брони) можно узнать всю информацию о покупке билета. Но есть разница между билетами на чартерные рейсы, регулярные рейсы и блоки мест на регулярных рейсах. Выписка авиабилета (выпуск билета в системе авиакомпании и присвоение ему уникального номера) на чартерные рейсы и блоках мест на регулярных рейсах происходит после полной оплаты за конкретный чартерный рейс или за блок конкретного блока мест туроператором. В связи с этим номер такого билета вам в большинстве случаев выдадут только за 1-2 дня до вылета.
Если нет возможности проверить по номеру авиабилета правдивость информации, всегда можно обратиться в call-центр туроператора или авиакомпании.
Страховой полис
Согласно законодательства Украины, Туроператор при реализации туристического продукта обязан застраховать каждого туриста, на время пребывания за границей, от несчастного случая и медицинское страхование. Туроператоры работают со страховыми компаниями с которыми заключают договора о медицинском страховании выезжающих за границу. Страховой полис выдает непосредственно страховая компания через Туроператора и Турагента.
По номеру страхового полиса можно проверить действителен ли он или нет. Проверить можно или у страховой компании, или у Туроператора.
Стоимость
При покупке тура всегда нужно обращать внимание на его цену. Все мошенники делают акцент на человеческой жадности и желании сэкономить. А потому будьте внимательны при поиске очень дешевых предложений.
Любое турагентство согласно законодательства Украины работает от имени и по поручению Туроператора. Это говорит о том, что у турагентства нет своих туров, все туры есть у Туроператоров, которые не работают с туристами, а для этого сотрудничают с турагентствами. Задача турагентства (стационарного, онлайн турагентства, системы поиска туров и т.д.) информировать конечного потребителя об туристических услугах туроператора. В связи с этим любую стоимость тура можно проверить на сайте Туроператора. Цену на туры формирует Туроператор.
Метод «низкая цена», «горящая цена» зачастую применяется для привлечения внимания и увеличения вероятности того, что за такую цену точно купят. Больше всего случаев обмана как раз случаются по этому методу. Если туроператор выставил тур по цене 1200 Дол. США, а турагентство этот же тур, этого туроператора выставляет по 1000 Дол. США — значит очень нужно, чтобы вы оплатили по этой цене именно этому турагентству, а не какому-то другому.
Причин по которым недобросовестные турагентства могут занижать стоимость тура установленную туроператором, может быть несколько. Одна из таких причин имеет название «кассовый разрыв». Когда у турагентства «кассовый разрыв» ему необходимо перекрывать накопившиеся долги, за счет оборотных средств. Другими словами ваши деньги могут очень помочь кому-то другому уехать на море, но на вас эта схема может закончиться.
Еще она из причин по которой турагентство может занижать стоимость тура установленную туроператором — это гонка за количеством отправленных туристов. Турагентство может принять решение сделать акцент в работе не на качество предоставляемых услуг, а на количество. В этом случае вы можете получить не качественные услуги: ошибки в документах, не правдивую информацию по времени вылета, по уровню отеля проживания и т.д. Самое худшее, что может случиться в этом случае — турагентство закроется и ваша поездка не состоится.
И напоследок: все расчеты внутри Украины разрешено проводить в национальной валюте. Если вам предлагают оплатить в валюте — есть большая вероятность того, что вы просто отдаете свои деньги. Расчеты в валюте незаконны.